ТБУ-1, 1955 год

Производитель модели: Ultra Models. Номер по каталогу: UM43-A3-0

ТБУ-1 — советский высокопольный троллейбус большой вместимости для внутригородских пассажирских перевозок, производившийся с 1955 по 1958 годы на заводе имени Урицкого в г. Энгельсе Саратовской области (в настоящее время АО «Тролза»). Троллейбус стал переходной моделью от устаревшего на то время «МТБ-82» к «ЗИУ-5». Была выпущена только одна экспериментальная партия троллейбусов ТБУ-1 из 10 машин. Однако, в конструкции троллейбуса были обнаружены серьёзные недостатки, из-за чего его производство было прекращено. Тем не менее, ТБУ-1 послужил прототипом для создания массовой модели троллейбуса «ЗИУ-5», которых было выпущено около 20 тысяч.

В этой модели были исправлены некоторые недостатки этого троллейбуса, и учтены его преимущества. Троллейбусный завод имени Урицкого разрабатывал модель «ТБУ-1» еще с начала 1950-х годов, ведь «МТБ-82», что тогда выпускался уже технически и морально устарел. Первый изготовленный экземпляр нового троллейбуса выехал с завода летом 1955 года на испытания. Новая машина получила несущий кузов, стала значительно больше по сравнению с МТБ (длина троллейбуса составила 11,4 метра), у нее появились большие окна. Электрооборудование было поставлено с московского завода «Динамо». После прохождения испытаний была изготовлена партия из 10 троллейбусов. 9 троллейбусов отправились в Москву, а 1 машина в Ленинград. В первые месяцы эксплуатации были обнаружены серьёзные конструктивные недостатки: перегруженный задний свес и недостаточная жёсткость кузова. В результате задний свес ТБУ-1 начал провисать и возникла угроза разрушения кузова.Это и стало причиной их быстрого списания: в Москве их списали уже в 1961 году (машины совершенно новые - им было не более 4-5 лет). Ленинградскую машину постигла схожая участь. Ленинградскому ТБУ-1 во время капитального ремонта убрали двигатель из заднего свеса и переместили его в колесную базу. Однако это ненадолго его спасло, и троллейбус был списан в 1964 году.Хотя эта модель оказалась неудачной, она стала основой создания троллейбуса ЗИУ-5, который, несмотря на то, что тоже имел некоторые проблемы с развесовкой и прочностью кузова, был выпущен почти в 20 тысячах экземпляров. Первые машины ЗИУ-5 появились в 1959 году.ТБУ-1 стал переходной моделью от МТБ-82 к ЗИУ-5. В общем, он был близок к первым серийным образцам ЗИУ-5, от ТБУ-1 почерпнули «все лучшее». Кузов ТБУ-1 был несущим, где основным элементом конструкции был каркас, сделанный из стальных труб, он был конструктивно объединен с пространственной фермой. Кузов стал слабым местом машины, ведь он оказался довольно слабым и не способным выдерживать серьёзные нагрузки; что и послужило причиной быстрого списания всех машин этой модели. У серийной модели ЗИУ-5, которых было выпущено свыше пятнадцати тысяч штук, кузов был серьёзно укреплен, и тем не менее, несущая основа кузова в ЗИУ-5 оказалась также слабой. Еще одним серьёзным недостатком этой модели было то, что каркас и обшивка кузова были сделаны из разных материалов: каркас ЗИУ-5 изготавливался из стали, а обшивка - из дюралюминиевых панелей. Видимо через контакт двух металлов, они быстро разрушались; поэтому служили ЗИУ-5 в среднем 9-14 лет и одной из частых причин списания машин становилось плохое состояние кузова троллейбуса, иногда во время ремонтов, дюралевую обшивку меняли на стальную, однако до самого снятия с производства (до 1972 г.), ЗИУ-5 выпускался с алюминиевой обшивкой кузова. 
(Источник: http://www.mini-koleso.ru) 

ЗИУ 5Б, 1961 год

Производитель модели: Vector Models. Номер по каталогу: V1-27

Первое десятилетие после Великой Отечественной войны было отмечено бурным созданием и развитием троллейбусных систем в Советском Союзе. Они рассматривались как продвинутое решение транспортных проблем по сравнению с «полуустарелыми» трамваями. Основой парка подвижного состава тогда был МТБ-82, очень надёжный, долговечный и простой по конструкции троллейбус. Но он относился к среднему классу и не отличался ни комфортом для пассажиров, ни удобством работы для водителя и кондуктора. Главными недостатками МТБ-82 сочли тяжёлую рамную конструкцию корпуса, непропорционально большую кабину водителя, узкие двери, неудовлетворительный обзор из пассажирского салона, неоптимальную с точки зрения экономии электроэнергии косвенную неавтоматическую систему управления током через тяговый электродвигатель. Серийный выпуск ЗиУ-5 начался в 1959 году после успешных испытаний прототипа. Крупная партия (до 200 единиц) была отправлена в московское троллейбусное депо № 2 для широкомасштабных испытаний в реальных условиях пассажирской эксплуатации. По результатам этих испытаний при активном участии работников депо завод имени Урицкого и производитель электрооборудования, московский завод «Динамо», устранили наиболее явные изъяны новой конструкции. С 1961 года ЗиУ-5 полностью заместил на сборочных линиях предыдущую модель троллейбуса МТБ-82.
(Источник: https://ru.wikipedia.org) 

МТБ-82Д производствава ЗИУ, 1951 год

Производитель модели: Vector Models. Номер по каталогу: V1-11.1

МТБ-82, пробная поездка

Обработка видео...

МТБ-82 стала первой послевоенной моделью советских троллейбусов, выпускающейся в промышленных масштабах. Первоначально производство МТБ-82 было организовано на подмосковном авиационном заводе №82 (отсюда и номер модели). Довольно быстро стало ясно, что мощностей предприятия, для которого троллейбусы не были основной продукцией, не хватит для обеспечения всех городов нашей обширной страны новой техникой. Поэтому в 1951 году выпуск МТБ-82 был передан на завод имени Урицкого в Саратовской области, и с тех пор это предприятие является основным поставщиком троллейбусов для российских городов.
(Источник: http://www.retro.tramway.ru)
МТБ-82Д, фрагмент из кинофильма "Первый троллейбус"

Обработка видео...

ЯТБ-1, 1936 год. Музей Санкт-Петербург

Производитель модели: Vector Models. Номер по каталогу: Р1-03.3

ЯТБ-1, 1936 год. Музей Санкт-Петербург

Обработка видео...

Троллейбусы ЯТБ-1 выпускались на Ярославском автомобильном заводе в 1936-1937 годах. Именно машины этой модели открыли троллейбусное движение в Ленинграде 21 октября 1936 года. В 1937 году ярославский завод перешёл на выпуск модернизированных троллейбусов, получивших обозначение ЯТБ-2. Позже им на смену пришли троллейбусы ЯТБ-4.Много ленинградских ЯТБ погибло во время блокады, оставшиеся ярославские троллейбусы работали на машрутах Ленинграда до 1959 года. Через некоторое время один троллейбус ЯТБ был восстановлен с использованием электрооборудования от МТБ-82 в троллейбусном парке №1. Он изредка выезжал в город, чтобы покатать детей или поучаствовать в съёмках исторических фильмов («Рождённая революцией», «Блокада», «Записки мёртвого человека»). К сожалению, эта машина не дошла до наших дней: она сгорела в середине 1980-х…В 1996 году произошло чудо: в 70 километрах от Санкт-Петербурга, на одном из садоводческих участков был найден пострадавший от времени, но, тем не менее, пригодный к восстановлению троллейбус ЯТБ-1 с бортовым номером 44. К 300-летию Петербурга этот троллейбус был восстановлен на троллейбусном заводе ГУП «Горэлектротранс» и сейчас является, пожалуй, самым уникальным экспонатом Музея городского электрического транспорта.
(Источник: http://www.retro.tramway.ru)

ЛК-1 «Лазарь Каганович», 1933 год

Производитель модели: Vector Models. Номер по каталогу: Р1-00

Первый советский троллейбус ЛК-1 «Лазарь Каганович»

Обработка видео...

Первый советский троллейбус увидел свет 15 ноября 1933 года. Именно тогда в первую поездку по улицам Москвы отправилось два троллейбуса марки ЛК-1, что означает «Лазарь Каганович». Первый маршрут длинною в семь километров ЛК-1 прошёл по Ленинградскому шоссе от Белорусского вокзала до Окружной железной дороги.Созданы эти машины были путём кооперации нескольких автомобильных заводов и институтов СССР и поэтому не имели эмблемы завода на передке. При этом проектированием троллейбуса занимался Научно-исследовательский автотракторный институт - НАТИ, а непосредственно коллектив конструкторов возглавлял А. Липгарт. Салон ЛК-1 вмещал 55 пассажиров и имел при этом 37 сидячих мест, которые комплектовались мягкими диванами отделанными кожзаменителем. Внутри его практически отсутствовал шум, характерный для автобусов и трамваев, а взорам пассажиров представлялся прекрасный обзор через окна, имеющие зеркальные окна, при этом девять окон можно было поднимать.
Троллейбус изготовлялся на основе кооперации нескольких предприятий: сборку производил СВАРЗ (Сокольнический вагоноремонтный завод).
(Источник: http://autohis.ru)